Всего 333 сказок
А. С. Пушкин | Абазинские сказки | Абхазские сказки | Австралийские сказки | Австрийские сказки | Азербайджанские сказки | Албанские сказки | Английские сказки | Арабские сказки | Армянские сказки | Белорусские сказки | Бирманские сказки | Болгарские сказки | Боснийские сказки | Бразильские сказки | Венгерские сказки | Виталий Бианки | Вьетнамские сказки | Греческие сказки | Дора Алонсо | Индийские сказки | Индонезийские сказки | Ирландские сказки | Исландские сказки | Испанские сказки | Итальянские сказки | Карельские сказки | Катрин Бернар | Китайские сказки | Корней Чуковский | Корнель Макушинский | Креольские сказки | Лакские сказки | Легенды Крыма | Монгольские сказки | Немецкие сказки | Николай Рерих | Пакистанские сказки | Польские сказки | Редьярд Киплинг | Румынские сказки | Русские сказки | Суданские сказки | Украинские сказки | Французские сказки | Хорватские сказки | Чешские сказки | Шотландские сказки | Эскимосские сказки | Японские сказки |
Как пастух женился
Мудрое правило
Как пастух женился
Жил на свете пастух. Был он одинок, еще не женат. У него было множество овец и коз. Он пас свое стадо в горах и долинах. Было у него вдоволь всего. Надоела парню одинокая жизнь — захотел он жениться, но все никак не мог выбрать время — занят был своим стадом.
Однажды навестил пастуха его хороший друг. Вот пастух и говорит ему:
— Послушай, что мне делать? Я хочу жениться, но все занят.
— Ты вот что сделай,— сказал пастуху его друг, — отдай свой скот, но продавай не за деньги, а отдавай тем, кто в разговоре с тобой упомянет Бога.
— Я так и сделаю, — решил пастух.
Однажды погнал он свое стадо на пастбище. В лесу к нему подъехал какой-то всадник.
— Мшыбзиа! Пусть умножается твое стадо,— поздоровался он с пастухом.
— Мшыбзиа! — ответил пастух.
— Мне нужен холощеный козел. Нет ли в твоем стаде такого, или ты, может быть, знаешь, у кого я могу купить, — спросил всадник.
— Как же нет! У меня есть козел для продажи, — сказал пастух.
— Хай, ты меня выручил! Сколько мне за него тебе заплатить?
— Я за деньги не продаю, — ответил пастух.
— Что же ты хочешь за него? Чем мне с тобой за него расплатиться? — спрашивает всадник.
— Козел-то у меня есть, — твердит пастух, но цены не называет.
Всадник едет вслед за ним и настойчиво добивается:
— Сколько же стоит твой козел? Не продашь ли? Скажи цену.
Но пастух на все это только и говорит:
— Продаю.
Дело уже пришло к вечеру, а всадник все не унимается. Наконец, он не выдержал:
— Послушай, пастух, — сказал он, — скажи мне, ради Бога, правду: продаешь ты своего козла или нет?
— Ну, вот, теперь уже сам выбери любого козла, — сказал пастух, — и денег мне никаких не надо.
Обрадованный всадник выбрал лучшего козла и увел его. Дома он рассказал, как «купил» козла. И стали люди ездить к пастуху. Но он всем говорил, что у него есть холощеные козлы для продажи, но цены, как и прежде, не называл. Доведенные до отчаяния люди начали умолять его: «Ради Бога, назови свою цену!» И только они упоминали Бога, как тут же получали желаемое бесплатно. Так пастух раздал весь свой скот, и был он весьма доволен тем, что развязал себе руки. Стал он готовиться в дорогу: одел черкеску, бешмет, оседлал коня и отправился искать себе невесту.
Долго ехал пастух, большой путь за собой оставил. Подъезжает он как-то к обширному кукурузному полю. Видит: какой-то седой мужчина кукурузу полет.
— Да делать тебе хорошее! — поздоровался он с работающим человеком. -Мшыбзиа — добрый день!
— Да видеть тебе хорошее! Добро пожаловать! — ответил тот.
Пастух придержал коня и разговорился с седым человеком.
— Я одинок. Ищу себе невесту. Есть ли здесь поблизости хорошая девушка на примете?
— Ой, дад, в этом деле тебе может помочь мой старший брат, — ответил старик. — Он работает вон на том краю поля. Спроси у него, а я ничего не знаю.
Пастух пустил коня вскачь и подъехал к брату седого. У этого голова и борода с одной стороны были черные, а с другой — седые.
— Да делать тебе хорошее! — поздоровался пастух.
— Да видеть тебе хорошее! Добро пожаловать! — ответил полуседой. — Откуда ты, по какому делу?
— Еду я издалека, а дело у меня такое: я хочу жениться. Нет ли поблизости хорошей девушки на примете? — сказал пастух.
— О, дорогой мой, в этом деле тебе может помочь мой старший брат. Вон он полет кукурузу в конце поля, а я ничем тебе не могу помочь, сказал полуседой.
Подъехал пастух к работавшему в конце поля и видит перед собой молодого человека без единого седого волоска. Удивился юноша: «Что за чудо? Самый младший брат весь седой, средний — наполовину, а самый старший выглядит совсем молодым».
— Да спорится твоя работа! — поздоровался пастух с ним.
— Да видеть тебе хорошее! Добро пожаловать! — ответил тот. — По какому делу ты пришел ко мне?
— А вот по какому, — сказал пастух. — Ищу я себе невесту.
— Хай, приехал бы ты чуточку раньше и взял бы в жены хорошую девушку. А сегодня она уже выходит замуж. У неё семеро братьев. В честь свадьбы сестры они затевают большой пир, — сказал человек. Потом добавил: — Но еще не поздно. Сделай вот что: поезжай на свадьбу и подними там шум. Скажи, хай, кто же это посмел жениться на моей невесте! Сначала тебя поднимут на смех, но потом спросят, в чем дело, почему она твоя? Тогда ты предложи принести две яблоневые ветки и скажи жениху: «Возьми любую ветку и воткни её в землю, а я воткну здесь же под навесом, где пируют люди. Если к утру на твоей ветке появятся яблоки, то невеста твоя, а если на моей, то невеста моя».
— Спасибо за добрый совет, — сказал пастух. — Но вот что скажи мне, почему у самого младшего вашего брата волосы седые, у среднего — полуседые, а ты выглядишь совсем молодым?
— Это я тебе скажу в другой раз, а сейчас торопись, поезжай туда, куда я тебе говорил, и делай так, как посоветовал. Когда ты будешь ехать обратно, тогда и получишь ответ на свой вопрос.
Въехал пастух во двор, где гуляли свадьбу, и поднял шум:
— Кто это посмел жениться на моей невесте?
Его начали отталкивать, над ним смеялись:
— Откуда ты взялся? — говорили люди.— Какая же она твоя невеста! Братья выдают её замуж открыто и справляют свадьбу своей сестры, — сказали ему.
— Нет, она моя, — настаивал пастух. — Она судьбой мне предназначена.
Видят люди, дело не шуточное. Привели жениха. Тот, узнав, что на его невесту посягают, возмутился и стал толкать соперника. Пастух, в свою очередь, лезет в драку.
— Она моя! — кричит он. — Ты ограбил меня!
Люди с трудом разняли их. Пришли старцы, спрашивают, в чем дело.
— Если не верите, что она моя, — говорит пастух, — то давайте испытаем. Принесите две яблоневые ветки. Пусть одну из них по своему выбору возьмет жених и воткнет в землю на одном конце ашапы (ашапа — навес), а вторую я воткну на другом конце ашапы. На чьей ветке утром появятся плоды, того и невеста.
Старики посоветовались между собой и решили: пусть так и будет.
Принесли две яблоневые ветки, жених воткнул одну из них у одного конца ашапы, пастух — у другого. Целую ночь люди пировали за свадебным столом, утром смотрят — ветка жениха засохла, а на ветке пастуха красуются спелые красные яблоки.
- Невеста принадлежит этому юноше, — сказали старики.
Братья девушки согласились с ними. Жених остался ни с чем. А что он мог сделать?
— Раз так — бери невесту, она твоя, — сказал он.
— Как же я так сразу заберу её? — ответил пастух. — Надо соблюсти обычай.
Пастух назначил срок, когда пришлет за невестой, а сам уехал. Подъехал он к старшему брату, половшему кукурузу, и рассказал все, что с ним произошло.
— А теперь объясни мне, почему твои младшие братья выглядят старше тебя? — попросил он.
— Наш младший брат поседел из-за своей жены. У неё несносный характер, — сказал человек. — И родня у неё плохая. Бедный брат все горюет и оттого рано поседел. Средний брат наполовину сед потому, что у него жена негодная, но её родня хорошая. А мне судьба дала хорошую жену, и родня у неё такая. Мы с ней живем в дружбе и согласии. Вот почему я не поседел, как мои братья.
— А как мне узнать, хорошей ли женой будет моя невеста или нет? — спросил пастух.
— Ты узнаешь это так, — ответил человек, половший кукурузу. — В назначенный срок, когда ты пошлешь за невестой, притащи на берег реки большое бревно, положи рядом бурдюк, наполненный песком, и поставь кувшин с дырявым дном. Пригони пару быков, запряги их одного с одного конца бревна, второго — с другого и заставь их тянуть бревно. Сколько бы ты ни погонял их, бревно не сдвинется с места. Оставь их, возьми палку и начинай колотить по бурдюку, а потом бери кувшин и беги к реке, набери в него воды и поставь на место. Этим ты занимайся беспрестанно. Если твоя невеста поймет, что означают твои действия, тогда она будет тебе хорошей женой.
Поблагодарил пастух человека за добрый совет и поехал домой. В назначенный срок собрал он своих родичей и на конях отправил за невестой, а сам тем временем приготовил бревно, бурдюк с песком, дырявый кувшин и палку, пригнал быков и запряг их так, как ему было сказано — одного с одного конца, второго — с другого и стал погонять их. Сколько быки ни старались, не могли сдвинуть бревна с места. Оставив их, пастух стал колотить палкой по бурдюку с песком, потом побежал с дырявым кувшином к реке, но набранная вода, конечно, сейчас же вытекла. Люди окружили пастуха, удивляются: «Пастух вроде с ума сошел». Смеются над ним, а он, знай себе, старается. Родичи жениха посовещались и решили: «Зачем за сумасшедшего хорошую девушку отдавать, зачем губить её жизнь?»
Отправили они пастухова дружка к невесте с сообщением, что свадьба не состоится потому, что жених с ума сошел. Заволновались невестины родичи и поезжане. Как тут быть, не знают. Услышала невеста тревожные голоса людей и потребовала узнать, в чем дело? Пришлось невесте рассказывать, что произошло с её женихом. Выслушала она и помчалась на коне вдогонку за пастуховым дружком.
— Извините, — говорит она, — что не по обычаю поступаю, но ответьте мне, каков этот сумасшедший? Привязан ли он или на свободе?
— Нет, не привязан и никто его не заставляет делать глупые вещи, сам делает.
— Покажите мне его, — попросила она. — Я хочу на него посмотреть.
Ее стали отговаривать:
— Зачем тебе смотреть на сумасшедшего? Только расстроишься.
Но невеста настояла на своем. Вот все подъехали к пастуху, а тот, знай себе, еще больше старается: то быков без толку погоняет, то бурдюк с песком лупит, то дырявым кувшином воду из реки набирает. Он даже вспотел от усердия.
— Остановись на минутку и послушай меня, — обратилась невеста к жениху.
Тот остановился, все присутствующие ждали, что скажет невеста. И вот, что она сказала:
— Я объясняю значение твоих дел. То, что ты запряг быков в разные стороны и заставил их бесплодно трудиться, означает, что если муж и жена не будут дружны и согласны, если они, подобно этим быкам, будут тянуть каждый в свою сторону, то не получится у них хорошей жизни, а будут только мучения.
— Это ты правильно поняла, — сказал пастух.
— То, что ты наполнил бурдюк песком и колотишь его палкой, означает, что жену нельзя воспитать побоями, — продолжала невеста.
— И это ты правильно разгадала, — ответил пастух.
— А твой дырявый кувшин напоминает человека, который пропускает мимо ушей то, что ему говорят умные люди.
— Правильно и это, — обрадовался пастух. — Теперь я могу сыграть свадьбу.
Он оставил быков, бурдюк и кувшин и отошел в сторону. Ведь он жених. А тут присутствуют старшие и другие поезжане. Надо соблюдать обычай. Свадебный поезд отправился дальше с песней, со стрельбой. Поезжане и дружки были рады, что все так хорошо разрешилось. Привели невесту домой, сыграли свадьбу: ели, пили, веселились.
И я вчера был на той свадьбе. Хотели было дружки жениха меня напоить, да куда им тягаться со мной! Я сел на коня и приехал к вам, чтобы рассказать о том, как пастух женился. У меня от выпивки на его свадьбе голова не болит, дай Бог, чтобы и у вас не болела.

Все произведения представлены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Права в отношении произведений принадлежат их законным правообладателям. Любое распространение или коммерческое использование без разрешения законных правообладателей запрещено.